Рижская биеннале современного искусства: как создавать глобальные проекты о локальном на периферии?
Рижская биеннале современного искусства была проведена с июня по октябрь в Риге (Латвия). Событие такого масштаба, прошедшее впервые в регионе, оказалось на редкость удачным примером подобного формата вне основных мировых арт-центров, сделав Ригу точкой притяжения мирового арт-сообщества и показав художественный потенциал региона на глобальном уровне.
В выставочной части биеннале приняли участие 104 художника и 10 арт-групп. Почти 70% участвовавших художников родом из стран Балтийского региона (помимо Эстонии, Латвии и Литвы к ним относятся Польша, Швеция, Дания, Финляндия и Германия). Такой высокий процент балтийских художников должен способствовать, по мысли организаторов, «усилению интеграции Балтийского региона в мировой художественный контекст». Такая интеграция кажется необходимой в связи с довольно маргинальным положением художников балтийского региона в глобальном арт-мире. После непродолжительного интереса арт-сообщества к искусству стран Балтики после распада Советского союза, искусство региона оказалось на периферийной позиции очередной экзотической территории.
В качестве названия биеннале был выбран заголовок книги Алексея Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось». В этой работе Юрчак дает характеристику последнему советскому поколению людей, заставших эпоху позднего социализма. Крушение Советского Союза воспринималось этими людьми, по Юрчаку, совершенно естественно, несмотря на внешнюю вечность и незыблемость системы. Это ощущение неминуемости любых изменений, взятое в самом широком понимании, стало концептуальным ядром всей Рижской биеннале.
Формат биеннале, выбранный организаторами, кажется необходимым, но спорным. С одной стороны, локальному художественному сообществу не хватает сильного объединяющего события. С другой стороны, формат биеннале очевидно переживает кризис. Старейшие международные выставочные проекты уже перестали соответствовать духу времени, а новые, возникающие в удаленных от привычных художественных центров областях, критикуются за исключительно коммерческую направленность на брендинг территории. Основная проблема многих международных выставочных проектов, проходящих на «периферийных» территориях в том, что кураторская концепция в практическом применении остается чужеродной конкретному месту проведения события. Так было, например, с Documenta 14 и Manifesta 12, выбравших в качестве мест проведения периферийные европейские территории — часть Documenta прошла в Афинах, Manifesta была проведена в Палермо.
Рижская биеннале также сделана людьми, «внешними» для локального сообщества региона. По утверждению комиссара биеннале, Агнии Миргородской, несмотря на то, что команда организаторов никогда не работала в Латвии, Рига была выбрана для проведения биеннале из-за активно развивающегося художественного сообщества. Вместе с этим, большую роль в отсутствии ощущения «пикника на обочине» сыграло то, что больше трети работ были сделаны художниками непосредственно под биеннале. Кроме того, для большей части художников балтийский контекст (политическая и культурная история региона), благодаря проживанию в нем, был близким и понятным. Органичность, достигаемая сочетанием этих факторов, создала на выставочных площадках понятный концептуальный и эстетический образ.
Биеннале была разделена на 8 площадок, большая часть из которых расположена за пределами Старой Риги. Исторический центр города, не испытывающий недостатка в туристах, был намеренно исключен из фокуса биеннале, с целью привлечь внимание зрителей к периферийным территориям города. Все площадки проекта выстраивали единый концептуальный маршрут, плавно переходя от одной темы к другой. В общей теме глобальных изменений, выбранной биеннале, можно выделить три основные подтемы: экологические изменения и эпоха антропоцена, технологические изменения на бытовом и глобальном уровне и политические изменения, касающиеся перехода Балтийского региона в постсоветское и капиталистическое состояния.
Основной выставочной площадкой биеннале стал бывший биологический факультет Латвийского университета. Внутри в первозданном виде сохранились лекционные аудитории, лаборатории, помещение библиотеки, также в здании на данный момент функционируют три музея: зоологии, истории химии и ботаники. Факультет объединил работы, посвященные проблемам изменения экологии и окружающего ландшафта, границам вмешательства человека в биологию животных и растений и параллелям между природными и социальными процессами.
Второй остановкой в маршруте биеннале стала квартира мецената Кристапа Морберга, сохранившая аутентичный довоенный интерьер. На этой площадке были представлены работы, сосредоточенные на исторических и политических изменениях, затронувших государства, сообщества и личные жизни людей. В квартире Морберга были представлены сразу несколько художников из России: Аслан Гайсумов и Агентство сингулярных исследований (Стас Шурипа и Анна Титова). АСИ представили свой новый проект Архив «Сила цветов» (данный проект был показан в ММСИ с 27.02.19 по 04.11.19), представляющий собой документальную инсталляцию о подпольной организации, борющейся с мировой агрессией с помощью магических способностей растений, влияющих на политику.
Портовый район Андрейсала и бывшая текстильная фабрика Большевичка были выбраны в качестве площадок для работ, посвященных темам экономических трансформации и морального устаревания. Постиндустриальный ландшафт обоих локаций фиксирует глобальный переход от промышленности к сфере услуг и сопутствующие этому переходу необратимые изменения. Одними из самых запоминающихся работ биеннале стали уличные инсталляции Мартена Ванден Эйнде, представленные на этих площадках: «Прогресс на кончике булавки» и «Космическая связь». В «Прогрессе» технологии, произведенные в Риге и получившие затем глобальное распространение, нанизаны на булавку словно диковинные насекомые, последовательно эволюционирующие один из другого. «Космическая связь», также посвященная теме неминуемого технологического прогресса, представляет собой собранный из электронных плат компьютеров и телефонов радар, посылающий сигнал нефункционирующим спутникам на земной орбите.
Территорию бывшей кондитерской фабрики Laima (теперь Арт-квартал Sporta2) и здание бывшего пробкового завода (ныне Арт-центр Zuzeum) объединяет тема ускорения: в области технологий, глобальной экономики и индивидуальной психологии потребителя. В расположенной в Zuzeum работе Сандры Косоротовой «Единство требует множества» 10 фартуков связаны между собой так, что если развязать один, то упадут все. Невозможность одиночного существования в современных реалиях требует коллективного участия и эмпатии. Эту же стратегию взаимодействия предлагает и вся Рижская биеннале — в буре постоянных изменений сегодняшнего дня единственный способ не быть унесенным этим потоком — держаться вместе.
Все выбранные под биеннале площадки уже не выполняют, или выполняют лишь отчасти, свои изначальные функции. Часть из них получила новую жизнь (Zuzeum, Sporta, железнодорожная станция «Дубулты») часть являются заброшенными (Квартира Кристапа Морберга, фабрика «Большевичка», биологический факультет). Такой выбор локаций напрямую соотносится с магистральной темой постоянства и неизбежности изменений, выбранной биеннале. Двойственное состояние мест проведения выставки отражает ту же двойственности в самосознании балтийского региона.
Работы современного искусства, размещенные на площадках, не контрастируют с окружающим пространством, а органично встраиваются в него, образуя единый живой организм, прекрасный и пронзительный одновременно. Взятые по-отдельности, некоторые произведения, может быть, не производят сильного эстетического воздействия, но их концептуальное соседство, в совокупности с силой места выбранной локации настолько вырывают зрителя из реальности, что хочется описать этого только словом катарсис. Зритель не помещается в комфортные условия привычного белого куба, наоборот, блуждание по лабиринтам лестниц биологического факультета или среди заброшенных зданий фабрики «Большевичка», создает дополнительное ощущение напряженности, только усиливающее эстетическое воздействие окружающих произведений. Некоторые работы могли привести эмоционально хрупкого человека в настоящий ужас. Например, Mikado Ханса Розенстрома — инсталляция для одного зрителя, смотрящего на собственное отражение в темной комнате, пока в наушниках звучит шепчущий женский голос, создающий полное ощущение присутствия говорящего в комнате, благодаря 3D распределению звука и использованию звуков окружающих предметов.
Несмотря на упор организаторов биеннале на балтийскую идентичность, представленные на выставке художники не играют в самоэкзотизацию. Работы, посвященные теме локального, занимаются критической переработкой исторического прошлого и настоящего. Художники обращаются к собственной истории, работая с архивами, персональными свидетельствами, личной и коллективной памятью. Произошедший в современном искусстве так называемый «документальный поворот» в балтийском искусстве связан с попыткой переосмыслить советское наследие региона и его постсоветское состояние. Примером такой работы может послужить проект «Цепь свободы» Эрика Кессельса. Художник собрал архивные фотографии демонстрации «Балтийский путь», прошедшей 29 августа 1989 года. Живая цепь взявшихся за руки людей протянулась на 675 км по территории Эстонии, Латвии и Литвы, боровшихся в это время за независимость от СССР. Соединенные вместе изображения отдельных участков цепи образуют единую линию, как живой нерв разрезающую пространство, напоминающую одновременно о силе коллективного действия и об актуальной напряженности исторической травмы Латвии.